Назад

Ниша или универсальность: что выбрать коучу?

90% начинающих коучей задаются этим вопросом еще во время обучения коучингу. И наши студенты не исключение. У нас в программе обучения предусмотрен целый модуль на эту тему, а в новом проекте «Мета-коучинг» — включена консультация навигатора и маркетолога.

«Буду работать со всеми» или «выберу узкую специализацию»? Давайте разберем честно, без розовых очков.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ — плюсы:
— Больше клиентов на старте. Можете брать любые запросы: карьера, отношения, цели, самооценка
— Быстрее набираете опыт. Видите разные типы людей и проблем
— Меньше давления. Не нужно быть «экспертом №1» в узкой области
— Гибкость. Можете менять направление, если что-то не заходит

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ — минусы:
— Сложно объяснить ценность. «Я коуч по всему» звучит неубедительно
— Конкуренция со всеми. Боретесь за клиентов с тысячами «универсалов»
— Меньше экспертности. Трудно стать «тем самым коучем» в памяти людей
— Ниже цены. Универсалы обычно стоят дешевле специалистов

НИША — плюсы:
— Статус эксперта. «Коуч по выгоранию IT-специалистов» звучит весомо
— Меньше конкурентов. В узкой нише проще стать заметным
— Выше цены. За экспертность в специфической области платят больше
— Четкий маркетинг. Легко объяснить, кому и зачем вы нужны
— Сарафанное радио. Клиенты легче рекомендуют «того самого специалиста»

НИША — минусы:
— Меньше клиентов. Аудитория ограничена
— Нужна экспертность. Придется глубоко изучать специфику области
— Риск ошибки. Выбрали неперспективную нишу — начинаете заново
— Давление. Должны быть действительно хороши в своей области

Из нашего опыта и наблюдений:
Работает стратегия «Т-образного коуча»:
— Широкая база коучинговых навыков — горизонталь буквы «Т» (арт-коучинг, бизнес-коучинг, управленческий коучинг, нейрокоучинг, wingwave-коучинг, командный коучинг, техники самокоучинга, коучинг первых лиц компании и т.д.)
— Глубокая экспертиза в 1-2 областях — вертикаль буквы «Т»

Реальные примеры ниш, которые работают:
— Коучинг для предпринимателей в кризисе
— Работа с выгоранием
— Карьерный коучинг для женщин 40+
— Коучинг по work-life balance для IT
— Коучинг по продажам для менеджеров
— Work-life balance для высокооплачиваемых специалистов
и др.

ПРОВАЛЬНЫЕ НИШИ:
— Коучинг для студентов (нет денег)
— «Поиск предназначения» для всех (размыто)
— Коучинг отношений для женщин (перенасыщено)

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
— Начинающим (0-2 года): начните с универсальности, но отслеживайте, какие запросы вам больше нравятся и лучше получаются.

— Опытным (2+ года): анализируйте свою базу клиентов. Кто дает лучшие результаты? Кто чаще рекомендует? Кому готовы поднять цену? Это и есть ваша потенциальная ниша.

Золотое правило: ниша должна совпадать с вашим личным опытом или глубоким интересом. Нельзя работать с выгоранием, если сами никогда не выгорали. Неискренность клиенты чувствуют.

Универсальность — хороший старт, специализация — путь к экспертности и высоким гонорарам. Не торопитесь с выбором ниши, но и не сидите в универсальности вечно.

Алгоритм выбора ниши:
1. Анализ своего опыта
— В чем вы лично прошли трансформацию?
— Какие ваши истории вызывают отклик у знакомых?
2. Тест платежеспособности ниши
— Может ли ваша ЦА заплатить 5000+ 10000+ за коуч-пакет?
— Есть ли у них деньги и мотивация тратить на развитие?
3. Анализ конкуренции
— Поищите 20 коучей вашей потенциальной ниши
— Сколько у них подписчиков? Какие цены? Есть ли очереди?
— Если все пишут одно и то же — ниша слабая
4. Тест спроса
— Создайте пост про типичную проблему ниши
— Если меньше 10 комментариев «это про меня!» — ниша узкая

Не бросайте универсальность резко. 4-8 месяцев работайте по схеме 70/30:
— 70% усилий на развитие ниши
— 30% на универсальные запросы (для финансовой подушки).
Универсальность в коучинге не является обязательной, но важно быть гибким и адаптировать подходы под актуальные нужды клиентов.

Ниша — это не про сужение возможностей, а про углубление экспертности.

Мы используем cookie для обеспечения наилучшего взоимодествия с сайтом

Хорошо

Делаем тренинги под запрос

И вам сделаем

Составляем программы для компаний индивидуально. Свяжитесь с нами, чтобы узнать подробности

Написать нам

    Получить консультацию

      Записаться на курс

      Ваша заявка отправлена

      Мы свяжемся с Вами в ближайшее время

      готово

      Страница в разработке

      закрыть