Понятие «воспитание» известно каждому человеку. Однако каким оно должно быть на самом деле? Как бы вы ответили на этот вопрос? Вопрос заставил надолго задуматься?
У кого-то это слово ассоциируется с букварем и тетрадью, у кого-то – с ремнем. Мнений здесь может быть ну просто миллион. На самом деле, воспитательный процесс — воздействие на сознание ребенка, производимое родителями в ходе взаимодействия с ним.
(Из толкового словаря Кузнецова: Процесс систематического, целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях обучения, привития навыков поведения в обществе, формирования характера и его отдельных черт.)
Как работает воспитание у меня и что оно может ему(ей) дать (или не дать)?
Задайте этот вопрос себе. Ответьте себе максимально честно.
Любое воздействие может быть как активным, так и пассивным. Если вы рассказываете ребенку о том, что выбрасывать мусор на улице – это плохо, это – воспитание. Если вы сами бросаете при ребенке мусор мимо урны – это тоже воспитание. В одном случае — активное, в другом — пассивное.
Воспитание, как и любой другой долгосрочный процесс, должен производиться вдумчиво и структурно. Детализация целей, которых родители хотят добиться в воспитании – это одна из первоначальных необходимостей, если они хотят добиться по-настоящему заметного результата.
Если понимание конечного результата – каким бы вы хотели видеть своего ребенка – слишком размыто, то некоторые воспитательные моменты будут противоречить другим, вызывая диссонанс у ребенка. К примеру, если родители будут говорить ребенку, что школьные оценки – не главное, но при этом требовать от него высокой успеваемости по всем предметам, ребенок не будет понимать, чему конкретно ему верить.
Каким образом коучинг помогает в воспитании детей, будет интересно узнать каждому взрослому.
Между родителем и ребенком, воспитываемым по системе коучинга, возникает устойчивая связь, благодаря чему родитель гораздо лучше понимает поступки ребенка с точки зрения его мотивов. Благодаря коучингу, родитель лучше видит, что переживает его ребенок – и может дать более дельные советы и рекомендации. Коучинг развивает самостоятельность. Ребенок привыкает иметь свое мнение – и за него не приходится думать в более взрослом возрасте.
Коучинг – это, в первую очередь, пассивная поддержка. Задавая вопросы, вы не подсказываете ребенку ответы, так как ответы он знает сам. Это – максимально допустимая разумная помощь, которую родитель может дать своему ребенку без просьб о ней. Такая система воспитания развивает и детей, и их родителей – первые учатся мыслить и оценивать, вторые – не навязывать излишнюю помощь своим детям.
Коучинг воспринимает человека таким, какой он есть, и считает, что этой данности вполне достаточно для того, чтобы плодотворно и радостно взаимодействовать с окружающими и достигать жизненных целей.
Если говорить о коучинге как родительской стратегии, то его целью может быть как общее развитие ребенка, так и профориентация подростка, и, разумеется, хорошие отношения родителей и детей в целом. Родители-коучи не будут читать нотаций и давать непрошенных советов, а попытаются найти ответы вместе с ребенком. В арсенале коуча – целый ряд методов, с помощью которых он ненавязчиво оказывает помощь ребенку в выборе собственного пути:
— качественное общение;
— безоценочное слушание;
— уточняющее перефразирование;
— наводящие вопросы;
— поддержка;
— генерирование идей.
Эти методы помогают ребенку изменить перспективу, увидеть новые способы достижения желаемой цели. Коучинг поможет сделать подростковый возраст не тяжелым периодом, а продуктивным этапом жизни, о котором и дети, и родители будут вспоминать с радостью.
Этими методами будем делиться 18-19 августа на тренинге «ПАПАМАМАКОУЧ» с родителями-коучами Гильмануровыми Радмиром и Анастасией. Запись: https://mentor-kzn.ru/events/276